8-ая и 9-ая недели характеризуются также высшей фазой моторного запечатления. Именно сейчас целесообразно начинать развивать апортировку, т.е. поиск и поднос предмета. Этим апортировочным предметом является пока только любимая игрушка щенка. Все это должно проходить, конечно же, в игровом стиле. Для наработки хватки очень полезны игры с "колбаской", сшитой из тряпок. Для максимального использования моторного запечатления, помимо апортировки, надо щенку дать испробовать хождение по лестнице, все аллюры (шаг, рысь, галоп, карьер). Уже начинается подготовка его к "серьезной работе".
Постепенно нужно приучать щенка к одиночеству, к тому, чтобы он мог некоторое время оставаться в квартире один. Многие считают, что если они со щенком находятся постоянно целый день, то это хорошо. Да, замечательно, что вы уделяете ему столько времени, но надо подумать и о том, что вы так не сможете делать постоянно на протяжении всей собачьей жизни. Собака же, не приученная оставаться дома одна, в прямом смысле слова "кошмар на ножках" (как меня сейчас поймут, тяжело вздохнув, многие владельцы:).
В этот же период уже нужно приучать своего щенка и к обмундированию, т.е. ошейнику, поводку и наморднику. Часто владельцы гордятся тем, что их собака ни разу не ходила на поводке. Однако, это, скорее, печально, чем радостно, ведь в городе при большом потоке машин могут случиться разные ситуации, в которых вы не сможете контролировать собаку.
Конечно же, самое трудное в плане обмундирования - это приучение к наморднику. Делается это довольно несложно. Вначале дайте щенку обнюхать новый предмет, потом положите в него лакомство и, как только малыш сунет туда морду, осторожно наденьте намордник и застегните его. Затем просто дайте через намордник пару лакомых кусочков, чтобы закрепить эту неприятную процедуру с положительными эмоциями. Делать это следует часто, но не на продолжительное время. К поводку и ошейнику щенок привыкнет сам, если вы не свяжете это каким-либо образом с негативными эмоциями.
Итак, если к 12-ти неделям Ваш щенок соблюдает чистоту на своей территории, спокойно дает надеть и не снимает обмундирование, свободно остается дома один, дает себя осмотреть, вообще Вам подчиняется, немного знает команду "ФУ", не боится транспорта, подносит в игре любимый предмет, спокойно общается с посторонними собаками и людьми, то можно сказать, что Вы с честью прошли фазу социализирования, главнейшую фазу в развитии поведения собаки.
Следующая стадия онтогенеза поведения называется стадией определения ранга подчиненности или стадией ранжирования. Длится она от 12-ти до 16-ти недель (от 3-х до 4-х месяцев). Эта фаза иногда называется первой ступенью молодняка, первой чувствительной фазой. Само по себе ее название говорит о том, что, если еще невыяснен ранг подчиненности в семье-стае, то это последний период, когда вы должны его определить, т.к. характер щенка еще пластичен и может корректироваться. Позже подчиненность уже будет выяснить гораздо сложнее, а может и совсем не удастся, все зависит от навыков и опыта хозяина. Чаще всего эта подчиненность в большом возрасте определяется уже на дрессировочной площадке путем так называемого "переламывания" собаки и происходит довольно жесткими методами. Поэтому лучше, если вы сумеете определить для себя более высокий ранг уже на этой стадии ранжирования. Здесь нужно учитывать и то, что собака до определенного момента может не проявить агрессию по отношению к хозяину, если последний не дал повода, поэтому может сложиться ложное впечатление о полном повиновении животного. Следуя этому замечанию, целесообразно будет проверить свой ранг по отношению к собаке. Сделать это несложно: мы даем повод собаке путем искусственно проведенной провокации. Самым простейшим приемом может быть отнятие у собаки ее любимого лакомства во время кормежки. По ее реакции можно сделать вывод: собака, стоящая рангом ниже, беспрепятственно отдаст корм, если же наоборот, она будет охранять лакомство путем рычания, оскаливания и т.д. Кстати, по силе агрессии можно ориентировочно определить, насколько выше вас стоит собака. Кроме этого способа есть и другие: осмотр у собаки зубов, расчесывание шерсти, соперничество за ее любимое место и пр. Особенно важно и то, что выше собаки по рангу должен быть не только ее хозяин, но и любой другой член семьи. Будет большой ошибкой, если за агрессию на последнего собаку наказывает ее хозяин, т.к. при этом только он сам будет выше в ее глазах, а объект агрессии потеряет и прежнюю позицию. Поэтому я не рекомендую заводить служебную собаку, если в семье есть маленькие дети, поскольку именно они часто оказываются ниже собаки по рангу и являются предметом агрессии. Хочется коснуться и прогулок с собакой. Постоянно на улице можно встретить такую картину: "собака вышла выгулять своего хозяина", который бегает за ней по всем кустам и помойкам:) Опять же сталкиваемся с той же проблемой: хозяин потакает собаке, тем самым занижая свой иерархический ранг. Каждый, наверное, сможет представить, что будет потом, когда собака вырастет…
Упражнения по подчинению можно рекомендовать такие же, как и в предыдущей фазе, с той лишь разницей, что болевые ощущения у собаки должны быть более выражены и уже все чаще связаны с запрещающей командой.
Итак, мы определили свой ранг в семье-стае. Давайте посмотрим, какие изменения происходят в поведении собаки в этот период.
После 14-ти недель у собаки постепенно появляется пассивно-оборонительная реакция, которая, как мы помним, почти исчезла в 6-8 недель. До ее появления щенка уже нужно было приучить к новым ощущениям. Реакция развивается постепенно, достигая максимальной стабильности к 5-ти месяцам. Эту постепенность еще можно использовать для приучения малыша ко всему новому.
В этот же период у щенка начинают меняться зубы, и он пытается все попробовать и погрызть. Конечно, эти действия надо пресекать, однако, понимая, что собака делает это не специально. Целесообразнее было бы большинство вещей убрать, а щенка занять игрой или косточкой, тем самым удовлетворяя и его потребности.
На этой фазе развития также нужно продолжать приучение к обмундированию, одиночеству и т.д.
Далее мы переходим к следующей фазе развития поведения щенка - стадии упорядоченности в стае (стайного порядка). ЕЕ рамки ограничиваются 5-6-ми месяцами жизни. Ее называют 2-ой ступенью молодняка.
В связи с появлением и усилением пассивно-оборонительной реакции, у щенка в этом возрасте часто появляются невротические состояния, поэтому следует ограждать его от чрезмерных психологических перегрузок и стрессов. Наверное, понятно, что было бы неплохо уменьшить эту самую ПОР, чтобы щенок рос более смелым и уверенным в себе. Именно в данном периоде на это можно значительно повлиять. Существует прямая зависимость между ПОР и ориентировочной реакцией. Чем выше ПОР, тем меньше ориентировочная и наоборот. Следовательно, нужно стараться усилить последнюю. Сделать это довольно несложно. Учитывая, что ориентировочная реакция - это исследовательская реакция, действующая в психике собаки по принципу "что это такое?" и направленная на изучение всего неизвестного, для ее усиления надо давать щенку изучать как можно больше "этого нового". Примеров много: водите чаще малыша по незнакомым улицам, знакомьте его с машинами, дорогами, ходите в людные места и пр. Ориентировочная реакция хорошо развивается в играх с незнакомыми предметами. Однако, необходимо следить и за тем, чтобы щенок не испугался, и ориентировочная реакция не перешла в пассивно-оборонительную. Для этого нужно все неизвестное связать для щенка с положительными эмоциями, используя игру для раскомплексования собаки, а лакомство - для подкрепления ее смелости. Например, с незнакомым предметом нужно вначале ознакомить щенка посредством игры, а после неизвестного резкого звука (выстрела, хлопка) сразу же дать щенку кусочек и т.п. Вот на таких несложных принципах строится усиление ориентировочной реакции и уменьшение ПОР, что и ведет к смелости и уверенности собаки.
На этой стадии у собаки почти полностью исчезает агрессивность, и она готова слушаться и подчиняться. Этим непременно нужно воспользоваться и особо активно учить послушанию. Однако, и здесь нельзя переходить в крайности, т.е. вожаку (хозяину) нельзя допускать как распущенность собаки, так и "сверхстрогость" по отношению к ней. Особенно следует отметить, что подчинение собаки достигается не только физически, т.е. в борьбе, но и психологически. Такой метод включает в себя обязательную последовательность действий хозяина с одной стороны, и обязательное наличие требований к собаке и их выполнение с другой. Первое заключается в следующем: действия владельца по отношению к животному должны быть строго последовательны, если же эта последовательность нарушается, то собака будет чувствовать себя неуверенно. Это, во-первых, может привести хозяина на более низкий иерархический ранг ( особенно при собаках, сильных психологически и физически, чаще, кобелей ), а, во-вторых, вызвать у щенка стресс и, вследствие этого, невроз (особенно у слабых особей). Пример на эту тему можно привести следующий: вы запрещаете щенку сидеть у обеденного стола и просить еду во время вашей трапезы. Такие действия с вашей стороны должны будут повторяться постоянно, т.е. собака ни от вас, ни от кого-либо другого не должна получать еду со стола. Если же она все-таки это получает, то вы уже не вправе требовать от нее выполнения предыдущих условий. Нарушение закономерности (либо всегда "можно", либо всегда "нельзя"!) приводит собаку в замешательство со всеми последствиями, о которых сказано выше.
Любая собака должна жить по определенным правилам и требованиям, избранными ее собственным хозяином. Например, лежать только на своем месте, есть только, садиться перед входом в квартиру или лифт и т.д. Все эти требования владелец обязан заставлять собаку выполнять изо дня в день. Подчеркну, то же должны делать и все члены семьи. Это обязательное наличие условий в жизни собаки как бы дополняет последовательность действий хозяина.
Итак, с 5-ти месяцев нужно активно начинать учить щенка послушанию, т.е. начальным командам, из которых в этот период можно порекомендовать такие, как "сидеть", "лежать", "ко мне", "апорт". О команде "фу" говорилось в описании предыдущей стадии. Здесь я не описываю технику обучения этим командам, это можно найти в других источниках. Однако, следует отметить, что в этот период большая часть обучения должна опираться на вкусопоощрительные и игровые методы.
С 5-ти месяцев у собаки появляются и усиливаются тормозные процессы, которые иногда субъективно называют выдержкой (хотя, выдержка - это только часть этих процессов). Их надо уже понемногу тренировать и развивать. Способы могут быть различными, все зависит от знаний и фантазии хозяина. Одним из них является наработка собственно выдержки. Щенка сажают и постепенно отходят от него, делают паузу в 5-10 секунд и, подходя, поощряют кусочком. Если щенок меняет положение, то его тут же механическим способом возвращают на прежнее место. Это повторяют несколько раз, после чего делают перерыв, давая малышу отдохнуть.
Но, в целом, можно сказать, что тормозные процессы вырабатываются автоматически при правильном обучении щенка командам послушания.
Итак, мы узнали, что на этой стадии формирования поведения щенка нужно обязательно учить подчинению и начинать обучение основных команд курса послушания. Основными методами являются вкусопоощрительный и игровой.
Изучив предыдущие фазы, можно перейти к основной стадии поведения - пубертатной фазе. Начинается она с 6-7-ми месяцев и длится вплоть до наступления половой зрелости собаки. Для сук зрелость наступает с появлением первой течки, для кобелей - с началом установления меток собственной территории. На этой фазе окончательно складывается характер собаки. Идет постепенное развитие территориального поведения, т.е. начинается четкое выражение охраны собственной территории. Проходит созревание и защитного поведения. Этим следует воспользоваться и начинать понемногу работу с " нарушителем". Обязательно следует отметить, что при работе по защите собака всегда должна выходить победителем. Только вследствие этого у нее формируется уверенность в себе и своих силах. Большой ошибкой (часто со стороны инструктора) в этот период является жесткая работа с собакой, ее подавление путем создания для нее безвыходного положения, т.е. игра на ее инстинкте самосохранения. Испорченную таким образом собаку потом почти невозможно исправить. Итак, в данный период развития собака в схватке с "нарушителем" всегда должна выходить победителем.
В связи с формированием тормозных процессов и территориального поведения можно понемногу начинать следовые занятия, опять же в большинстве своем основанные на вкусопоощрительном методе.
Возможными осложнениями отношений "хозяин-собака" в этот период является то, что кобели еще раз могут попытаться пересмотреть свой ранг подчиненности. Это показывается не только в виде выраженной агрессии, но и просто категорическим непослушанием. В этом случае поданные команды будут как бы пролетать мимо собаки, которая никак не станет на них реагировать. В такой ситуации хозяину ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно добиться любым способом от собаки их выполнения, вплоть до жестких механических воздействий на собаку.
Еще одним из способов пересмотреть ранг подчиненности является делание садок кобелем на владельцев. Очень многие это ошибочно связывают просто с чрезмерным половым возбуждением кобеля, однако, причина этого лежит в попытке доминировать над человеком. Такие попытки надо немедленно прекращать. Еще раз напомню, что это касается не только хозяина, но и всех членов семьи. Будет очень неплохо, если к концу этой стадии поведения собака не раз почувствует физическую боль, а также силу и превосходство хозяина.
По окончании пубертатной фазы характер и поведение собаки оказываются почти полностью сформированными, и упущения в воспитании хозяином практически невозможно уже наверстать.
Не надо думать, что подчиняя собаку, приказывая ей, хозяин причиняет боль. Это ошибочное понимание психики стайного животного очень сильно распространилось в среде не только любителей, но и профессионалов-кинологов. Собака, которая правильно выращена и воспитана, получает огромную радость и удовольствие от выражения подчинения вожаку, выполнения его приказов. При этом собака чувствует себя всегда уверенно и "в своей тарелке". И, наоборот, если ее очеловечивают, принимают в семье за ребенка, потакают ее прихотям, то она становится неуправляемой, "садится на шею". Часто, особенно для крупных собак, это заканчивается очень печально - после покуса животное усыпляют. И я советую всем, кто хочет или уже завел собаку, задуматься всерьез над своим отношением к ней, опять же для пользы как самого хозяина, так и его питомца.
Мы рассмотрели все основные стадии формирования поведения собаки, начиная от самого рождения и до наступления половой зрелости. После этого поведение животного может еще не раз претерпевать различные изменения. Это происходит по разным причинам: взросление собаки, щенение, переход к новому владельцу и т.п. Однако, базой для правильного выращивания собаки является именно формирование ее поведения в щенячьем возрасте!
Черников Сергей Юрьевич
Инструктор - дрессировщик,
Эксперт РКФ по рабочим качествам